iPad & creativity
Jun. 11th, 2011 03:14 pmВот ещё один плач про то, что iPad - это устройство чистого потребления, убивающего всякую креативность. Неплохой, кстати, текст. И некоторые комментарии тоже очень сильные.
В области программописания я пока, пожалуй, соглашусь. Но есть одна креативная область, которая на удивление очень даже выиграла от возникновения iPad'а - это электронная музыка. С одной стороны, музыкальные программы полезли как грибы. С другой - возникают специализированные доки, делающие из таблетки конфетку.
Причина очень простая. В электронной музыке используется очень и очень много специализированных и зачастую недешёвых гаджетов. Начинка которых почти всегда построена вокруг DSP, электрические интерфейсы более-менее устоялись, а вот с пользовательским интерфейсом всяк извращается, как может. И, как правило, уже с очень маленькой отдачей. Специализированные клавиатуры, кнопки, педали, ползунковые и круглые потенциометры, винилопроигрыватели - всё это почти не изменилось с 60х годов, порядком надоело, и давным давно просилось на свалку. И тут вдруг такая радость - мультитач-таблетка с относительно мощным процессором! На процессоре реализуется счётная часть, на мультитаче - интерфейс, и можно полностью вытеснить неудобный лаптоп со сцены. Беда с портами оказалась решабельной посредством дока.
Разумеется, возникают и специализированные приложения на похожей базе, но бороться за рынок с ширпотребом - очень и очень сложно.
В области программописания я пока, пожалуй, соглашусь. Но есть одна креативная область, которая на удивление очень даже выиграла от возникновения iPad'а - это электронная музыка. С одной стороны, музыкальные программы полезли как грибы. С другой - возникают специализированные доки, делающие из таблетки конфетку.
Причина очень простая. В электронной музыке используется очень и очень много специализированных и зачастую недешёвых гаджетов. Начинка которых почти всегда построена вокруг DSP, электрические интерфейсы более-менее устоялись, а вот с пользовательским интерфейсом всяк извращается, как может. И, как правило, уже с очень маленькой отдачей. Специализированные клавиатуры, кнопки, педали, ползунковые и круглые потенциометры, винилопроигрыватели - всё это почти не изменилось с 60х годов, порядком надоело, и давным давно просилось на свалку. И тут вдруг такая радость - мультитач-таблетка с относительно мощным процессором! На процессоре реализуется счётная часть, на мультитаче - интерфейс, и можно полностью вытеснить неудобный лаптоп со сцены. Беда с портами оказалась решабельной посредством дока.
Разумеется, возникают и специализированные приложения на похожей базе, но бороться за рынок с ширпотребом - очень и очень сложно.
no subject
Date: 2011-06-12 07:21 pm (UTC)no subject
Date: 2011-06-12 09:59 pm (UTC)Меня такие тексты очень удивляют, особенно когда их пишут люди, которые вроде бы должны что-то понимать. Вот Rainbow's End Винджа прочитал недавно, там тоже плач про наступающее засилье No User Serviceable Parts Inside и Secure Hardware Environment...
В этой комнате есть двухсоткилограммовая горилла: любой желающий может взять свой айпад и написать там юзерский скрипт на жаваскрипте, перефигачивающий любой сайт по выбору, произвольным интересным образом. Это если говорить про tinkering, который как бы является низшей формой креативности, а так-то и полностью свои программы писать никто не мешает!
То есть вообще я к тому, что есть некое фундаментальное свойство программирования: что ему совершенно неважно, сколько там внизу слоёв абстракций. Коль скоро у тебя есть Тьюринг-полный язык на некоем уровне, нижние уровни никак не могут ограничивать твоё самовыражение на этом уровне, по определению. Если тебе показывают компьютер, виртуальную машину, whatever, и спрашивают -- какую программу на нём можно запустить, единственный верный ответ -- любую когда-либо написанную и любую которая когда-нибудь будет написана (и конкретное воплощение последнего в том числе и в твоих руках!).
Ну и если посмотреть трезвым взглядом, то самовыражаться при помощи жаваскрипта с кучей мануалей намного легче, чем при помощи ассемблера методом тыка. Последнее в сравнении выглядит просто интеллектуальной мастурбацией: пользы на копейку, все усилия уходят в удовольствие от бессмысленного разгадывания inconsequential загадок.
Типа, мне это напоминает плач по бумажным книгам в определённом смысле. Ценность книги заключается в её словах, когда некто ставит shallow, superfluous херню вроде запаха бумаги и хорошей кожаной обложки не просто на один уровень со словами, но, кажется, и выше, то это какое-то чудовищное непонимание и неуважение к, собственно, книге. Особенно забавно выглядит то, что говорящие подобное искренне считают себя истинными ценителями книг, в отличие от ничего не понимающей молодёжи.
no subject
Date: 2011-06-13 09:43 am (UTC)Когда ты на сцене и посреди исполнения, ты работаешь в контекстах. Следовательно, тебе нужен интерфейс для удобного переключения контекстов, плюс интерфейс внутри каждого контекста. Концепция самолётной кабины, где всё управляется, нужно лишь вспомнить, откуда, не радует ни глаз ни мозг.
Если твой основной интерфейс - клавиатура, нужно было бы в каждом контексте перезапоминать маппинг на эту клавиатуру функций контекста (и не важно, это родная клавиатура с буквами или что-то типа Monome).
Но не все музыканты - прирождённые пользователи Эмакса, Vi или Фотошопа. Разумеется, с опытом всё приходит, но хочется некоторой интуитивности с самого начала. Поэтому хорошо бы, чтобы клавиатура сама подсказывала, что в данный момент на неё смапано. Помнишь нашу идею с микро-дисплейчиками на каждой клавише? Нажимаешь Shift - и буквы визуально подрастают, нажимаешь Рус/Лат и алфавит на дисплейчиках меняется. Даже Тема Лебедев не поленился сделать свой эскиз. Но тач-скрин решает эту же проблему элегантнее, поскольку к динамически возникающим клавишам можно добавить динамически возникающие ползунки и прочие интерфейсные элементы, разложить их поудобнее. Гибкость, гибкость, гибкость.
no subject
Date: 2011-06-13 09:45 am (UTC)no subject
Date: 2011-06-13 10:56 am (UTC)Просто мне сама привязка специализированного софта (которому чтобы дорасти до емакса или фотошопа потребуются годы) к достаточно случайной платформе с неясными перспективами кажется крайне неразумной.
no subject
Date: 2011-06-13 11:10 am (UTC)Может быть и запустится, но не обязательно будет иметь смысл.
С одной стороны, программу, которая проигрывала музыку с помощью флоповода ещё как-то можно, наверное, обеспечить софтварным эмулятором, который будет жужжать и постукивать "головками". Или прицепить настоящий железный флоповод по сети.
А вот Галактоскоп Про (тм) будет совсем лишён смысла, потому что у того же айпада нету ни генератора гермополя, ни протыкателя пространства, ни преобразователя частот, чтобы конвертировать пейзажи иных миров в видимый человеком диапазон. Да и поиск точек зрения, не говоря про навигационный расчёт займёт стольо времени, что к моменту его окончания, как раз, изобретут и гермополе и протыкатель и преобразователь.
no subject
Date: 2011-06-13 11:14 am (UTC)no subject
Date: 2011-06-13 11:20 am (UTC)Надо статью почитать :)
no subject
Date: 2011-06-13 11:35 am (UTC)С айПадом часть стандартизации API уже решена (а это большое дело). Остаётся этим самым API воспользоваться. Насколько я понимаю, для изначально написанных под MacOSX программ доработки нужно совсем немножко (iOS и MacOSX - всё-таки одного поля ягоды, хотя одна ягода - арбуз, а другая - клюква), и можно кросс-компилировать под A5.
no subject
Date: 2011-06-13 11:38 am (UTC)Вряд ли их с нуля писали. Особенно GarageBand смотрится уж очень похожим на Маковский. Это признак неслабой такой совместимости платформ.
no subject
Date: 2011-06-13 11:44 am (UTC)no subject
Date: 2011-06-13 12:47 pm (UTC)Только мышиные события генерячатся пальцем об экран.
Как там с мультитачем, правда, я не изучал, потому что ни разу не надо было. На падах мультитач работает. Возможно и прямо пальцем в экран будет.
А JavaSE и Андроид тоже одного поля ягоды. Но одна арбуз, а другая клюква и переносимости между ними нету, по крайней мере UI совсем разный.
no subject
Date: 2011-06-13 12:48 pm (UTC)Да и та музыка, которую делают аппами -- не совсем то, что меня интересует :)
no subject
Date: 2011-06-13 12:49 pm (UTC)no subject
Date: 2011-06-13 01:48 pm (UTC)Ломать, чтобы работало (ломать защиту) vs ломать, чтобы не работало (ломать функциональность).
no subject
Date: 2011-06-13 01:58 pm (UTC)Функциональность это то, ради чего софт ставят. А она, как раз, тут не ломается.
no subject
Date: 2011-06-13 03:14 pm (UTC)> Да и та музыка, которую делают аппами -- не совсем то, что меня интересует :)
Экий ты, однако, консервативный! Мне вот тоже живые инструменты нравятся. И слушать, и бренчать. Но и электроника по-своему привлекает. Let's take the best of both worlds.
no subject
Date: 2011-06-13 03:14 pm (UTC)