jayrandom: (Default)
[personal profile] jayrandom
С субботы на воскресенье был интересный сон, восстановление/обдумывание которого заняло почти час.

Собственно, во сне брали интервью у молодого человека лет 30-35 - назовём его Степаном. Степан рассказывал про своих родственников, снимая со специального штатива наручные фенечки: рассказывает про маму - снимает одну. Рассказывает про бабушку - снимает другую. Самое интересное Степан рассказал про отца. Сказал, что отца совсем не помнит - он погиб на Второй Мировой, когда спасал жизнь Степану и его матери. Лично. По Дунаю шла баржа с несколькими семьями на борту. В том числе семья Степана - отец, мать, сам Степан и, кажется, ещё сестра его была. Кто-то из детей совсем грудной. И тут бомбёжка. Чтобы спасти женщин и детей на барже, мужики сошли на берег и вызвали огонь на себя. В живых из них не осталось никого. Тем временем баржа с женщинами и детьми благополучно доплыла в освобождённый Будапешт.

Когда я представлял себе это действие, то почему-то решил, что они ни о чём не договаривались. Времени не было, да и так всё было ясно. Включая тот факт, что они идут на явную смерть. Технически - могли бы и убежать, конечно. Врассыпную. Но в этом случае судьба баржи была бы предрешена.

И тогда я снова вспомнил нашу куцую схему с четырьмя экс-переслегинскими менталитетами. Такое поведение там соответствовало Аристократам. Собственно - это и есть их предназначение - решать боевые задачи, и своё собственное тело рассматривается как одно из орудий для решения боевых задач. Боевая задача первичнее, чем жизнь. Для этого нужно как-то диссоциироваться от своего тела ещё при жизни, умереть заранее, после чего не остаётся страха за себя. Остаётся же страх - не решить боевую задачу, тем самым опозориться, и т.д. Всё это в той или иной мере вошло в разнообразные рыцарские кодексы.

Однако часто можно наблюдать "поправку": мёртвого воина не попрекают, даже если он с первоначальной задачей не справился. Считается, что уж если погиб за идею/суверена/... - значит, автоматически очистился. У самураев этот принцип даже понемножку выродился до того, что престижным стало просто умереть, даже если суверену нужна была помощь. Этакий колобоцкий эскейпизм: "я от бабушки ушёл, и от дедушки ушёл". В "Хагакурэ" автор размышляет над историей про 47 ронинов, которые решили отомстить за суверена вместо классического немедленного массового самоустранения. Они долго планировали месть, реализовали её, и только потом самоубились, как и подобает. Автор колеблется. Он как бы и осуждает их за изначальное нарушение кодекса, но признаёт, что их концовка получилась круче. Рассуждает он так: "а вдруг бы у них ничего не вышло? Ведь тогда был бы ужасный позор...". Похоже, что и путь Воина можно ритуализировать до безобразия.

Очевидно, отец Степана и другие решили задачу куда более сложную. Нужно было не просто погибнуть, а ещё спасти свои семьи. Магически обменять одни жизни на другие, и при этом не проиграть на обмене.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

jayrandom: (Default)
jayrandom

January 2026

S M T W T F S
    1 23
45678910
111213141516 17
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 12:44 am
Powered by Dreamwidth Studios